История

Романовы

Великие князья Александр и Владимир.

Великий князь Владимир Александрович был третьим сыном Императора Александра II и Императрицы Марии Александровны. Владимир был лишь на два года младше Александра, и поэтому с детства повелось, что именно Владимир был постоянным товарищем брата. Великокняжеский сан означал не только особые привилегии, но прежде всего, ответственность и многочисленные заботы в делах государственных и общественных. Владимиру было всего 18 лет, когда его 20-летний брат Александр, до этого не отличавшийся от него по своему положению, стал после смерти старшего брата Николая, Наследником престола (а потом и Императором Александром III). Но это ничуть не нарушило их отношений. Красивый, хорошо сложенный, с громким звучным голосом, Великий князь Владимир был близок и дружен с Александром III.

Императрица Мария Александровна.

Ранее

Создание Дворца

Архитектор А.И. Резанов.

По государственному заказу архитектор А.И. Резанов создает Дворец для Великого князя Владимира Александровича, который стал «художественным эталоном стиля «историзм» в России».

В стиле «рококо» выполнены Парадные гостиные, Танцевальный зал, приемный кабинет супруги- Великой княгини Марии Павловны. «Малиновая гостиная» и личная библиотека Великого князя – воссоздают стиль «ренессанса», столовая – «готический» стиль, а будуар - выполнен в «мавританском» стиле». Из интерьеров в «русском» стиле сохранился один из лучших парадных залов - Дубовый (Большой банкетный), созданный А.И. Резановым и В.А. Шретером.

Особой изысканностью отличается Главная лестница Дворца с ее изящным разворотом к Белому залу и уникальными расписными зеркалами итальянского мастера Т. Келацци.

Высокий государственный статус Великого князя, сына Императора Александра II и следующего по-старшинству, брата Александра III учитывали архитекторы при планировке и отделке интерьеров.

А. Бенуа. Дворец Великого князя Владимира Александровича. Акварель.

1867-1872 гг.

Президент Императорской Академии художеств

И.Е. Репин «Бурлаки на Волге» написана по заказу Великого князя, находилась во Дворце до 1917 года.

Назначение Владимира Александровича на пост Президента Императорской Академии художеств, которую он, по воспоминаниям современников, любил особой любовью. Важно отметить, что время президентства Владимира Александровича (1876-1909) составляет наиболее славную эпоху в истории Академии художеств.

Великий князь Владимир Александрович с семьей.

1876 г.

Петербургский военный округ

Великий князь Владимир Александрович.

Великий князь Владимир Александрович становится Главнокомандующим Гвардии и Петербургского военного округа.

1884 г.

Кабинет министров

Встреча Императора Александра III, Великих князей Владимира и Алексея с Германским Императором Вильгельмом.

Член Кабинета министров.

1892 г.

Перестройка интерьеров

Библиотека-ротонда

Придворным архитектором назначен М. Месмахер. Под его руководством проводились перестройки в главном корпусе. На первом этаже был создан Нижний банкетный зал со сводчатым потолком в венецианском стиле. На втором этаже появилась Библиотека-Ротонда в стиле немецкого средневековья. Её создание было связано с передачей Владимиру Александровичу по завещанию Александра II императорской библиотеки, насчитывающей более десяти тысяч книг. Одним из несомненных украшений Дворца стала «Золотая лестница» в стиле Людовика XIV.

1888-1893 гг.

Перестройка личных покоев

Рабочий кабинет Великого князя.

Придворный архитектор Н. фон Гоген осуществляет реконструкцию помещений на половине Великого князя Владимира Александровича (не сохранились) и совместно с архитектором Р. Мельцером переоформляет кабинет Владимира Александровича в стиле «модерн».

1893-1903 гг.

Начало ХХ века

Гостиная Великого князя Владимира Александровича.

Придворный архитектор А. Пронин по желанию Великой княгини Марии Павловны создает Зимний сад на втором этаже.

Важно отметить, что большая часть парадных залов и гостиных дошли до нашего времени практически в первозданном виде. В коллекционную опись Дворца (ДУ) входят многочисленные предметы жилого интерьера: мебельные гарнитуры, осветительные приборы, коллекция фарфора, уникальные зеркала, среди них и расписные, изделия мелкой пластики… - эти предметы быта представителей династии Романовых можно увидеть в «родных интерьерах».

«Малый императорский двор» Великого князя Владимира Александровича и его супруги Великой княгини Марии Павловны был самым популярным и влиятельным в Петербурге. Приемы, балы и спектакли, которые устраивали хозяева этого дворца, были всегда событием в культурной жизни российской столицы. Здесь широко принимали многих ярких и талантливых людей, невзирая на их происхождение: Ф. Шаляпин, С. Рахманинов, И. Анненский, И. Репин , Сара Бернар, Л. Картье и многие, многие другие были гостями этого дома. Уже тогда это была среда, где формировалось общественное мнение и художественное понимание развития культуры и искусства.

Владимирский дворец (такое название было высочайше утверждено после смерти Владимира Александровича в 1911 году) в Петербурге был хорошо известен представителям художественной культуры. И это была одна из причин, вследствие которой по инициативе А.М. Горького, именно здесь, после революции был организован первый в нашей стране Дом научной интеллигенции.

1910 г.

Малый Императорский Двор

Великая княгиня Мария Павловна в костюме русской боярыни XVII века.

Ярким центром светской жизни Санкт-Петербурга с 70-х годов XIX столетия и до самой революции 1917 года был дворец Великого князя Владимира Александровича. Это был «малый Императорский Двор», где формировалось общественное мнение того времени, где собирались видные политики, дипломаты, деятели науки и культуры. Высокое государственное положение Владимира Александровича, обуславливало особый уровень великокняжеских балов и приемов .Любили в Петербурге устраивать и костюмированные «исторические» балы.

Русский костюмированный балл 1883 года. рисунок К. Брож.

Последние годы

Советский период

31 января 1920 года по инициативе М. Горького в Петрограде был открыт первый в стране Дом ученых.
С первых лет существования в нем активно работали академики С.Ф. Ольденбург, А.Е. Ферсман, В.М. Шимкевич и др. В сложные 20-е годы Дом ученых много сделал для спасения российской науки. Хозяйственные службы снабжали деятелей науки и культуры всем необходимым для жизни и работы. Всего к Дому ученых было приписано около 6 тыс. человек.
В научно-просветительской работе в разные годы участвовали всемирно известные ученые: И.П.Павлов, Л.С.Берг, Н.И. Вавилов, В.И. Вернадский, А.Ф. Иоффе. В 1920 году по приглашению М. Горького Дом ученых посетил английский писатель Г. Уэллс.

Первым председателем Совета Дома ученых был ученый-генетик академик Н.И. Вавилов. Именно с 30-х годов здесь начали создаваться научные секции, стали проводиться Всесоюзные и международные конференции.

В 1932 году Дому ученых присвоили имя Максима Горького.
В годы Великой Отечественной войны усилиями ученых было решено более двухсот научно-технических задач для оборонной промышленности и фронта. Даже в тяжелейшие годы блокады Дом ученых не переставал работать и помогал выживать деятелям нашей науки. Члены Дома ученых получали продовольственные пайки, одежду, обувь, дрова. Для ослабленных и больных при нем был открыт лазарет, где ученые могли лечиться и восстанавливать силы для работы.

Послевоенные годы отмечены плодотворной работой таких известных представителей науки как И.А. Орбели, Ю.А. Шиманский, Л.В. Канторович, Б.Б. Пиотровский. Б.Б. Пиотровский более двадцати лет был Председателем Совета Дома учёных.

Советские годы